Меню разделов
Запишитесь на консультацию к врачу дерматоонкологу
Заполните и отправьте форму, мы в кратчайшие сроки сообщим вам возможное время приема.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Истории пациентов

Доверие пациента к врачу - залог успешного лечения

Наши пациенты


Т.Н.Межевова:
Доверие пациента к врачу - залог успешного лечения

Всю жизнь работаю с „особыми“ детьми

- Татьяна Николаевна, хотелось бы узнать об основных вехах Вашей жизни. Где Вы родились? Где учились? Как сложился Ваш профессиональный путь?

- Родилась и выросла на Украине, в Черниговской области, в городе Прилуки. После окончания школы вместе с родителями переехала в Москву. Тогда ещё существовал Советский Союз. Мы жили в одной стране.

Окончила Московский педагогический государственный университет (МПГУ). В то время он назывался „педагогическим институтом“ и носил имя В.И.Ленина.

- Какую специальность Вы получили?

- Педагог-дефектолог и логопед. Всю жизнь работаю с „особыми“ детьми. Это и профессия, и жизненное призвание. После окончания вуза стала преподавателем в специальной школе. И продолжаю там трудиться уже почти три десятилетия.

Первое и единственное место работы, которое меня вполне устраивает. На протяжение этих лет название школы менялось. Но все годы занимаюсь тем же самым: помогаю детям, стараюсь сделать их жизнь лучше, радостнее, гармоничнее, способствовать их всестороннему интеллектуальному, физическому и духовному развитию. 

- Вы работаете только с детьми-инвалидами?

- Наша школа создана для „особых“ деток. У нас учатся мальчики и девочки с синдромом Дауна, дети-аутисты и т.д. Речь идёт о тяжёлых и очень тяжёлых формах инвалидности.

- Эти дети не могут учиться в обычной, массовой школе по месту жительства?

- В соответствии с российским законодательством любой ребёнок может учиться в любой школе. В первую очередь, речь идёт об учебных заведениях по месту жительства. Там обязательно примут ребёнка с инвалидностью! 

Никакой дискриминации здесь быть не может! Это решение родителей и самого ребёнка или подростка. Именно они решают, где хотят учиться. В конце концов, если администрация школы по каким-то причинам не захочет принимать к себе „особого“ ученика, то родители могут обратиться в суд, который обязательно окажется на их стороне.

- Этот называется „инклюзия“.

- Инклюзия, на самом деле, работает! Этот принцип уже, во многом, воплощён в жизнь. На сегодняшний день и в Москве, и в регионах России дети с более лёгкими формами инвалидности учатся в обычных, массовых школах. Для них создаются специальные условия. При необходимости им выделяются туторы (помощники), присутствующие на зянятиях.

- Но всё же осталась необходимость в специальных школах? Или все дети-инвалиды могут учиться вместе со своими здоровыми ровесниками?

- Наша школа жизненно необходима! У нас учатся дети с тяжёлыми поражениями головного мозга. Многие из них не могут говорить... Такие дети при всех усилиях не освоят программу массовой школы. Как обучать ребёнка физике или химии, если он даже не может сказать своё имя или назвать адрес?

Но самое главное - в другом! Пребывание в обычной школе, где ребёнок не усваивает программу и ничего не понимает во время занятий, может стать тяжёлым стрессом и для него самого, и для родителей.

- Чем Ваша школа отличается от массовой?
- Индивидуальным подходом к каждому ребёнку! Здесь речь не идёт о том, чтобы каждый освоил определённую школьную программу, а в индивидуальном развитии. В соответствии с интеллектуальными и физическими особенностями малыша или подростка.

У нас каждый день ребёнок узнаёт что-то новое, чему-то учится, развивается, делает успехи... Но никто на него не давит, не заставляет „прыгнуть выше головы“. Педагоги нашей школы, и я в том числе, одновременно являемся психологами, реабилитологами.

- Какие предметы у Вас преподаются?

- Список уроков похож на обычную школу. Изучаются математика, русский язык и литература, природоведение (этот предмет называется „Живой мир“). Курс физики и химии объединён в „Естествознание“.

Главное отличие состоит в том, что у нас - маленькие классы. Обычно в каждом классе по 9-12 учеников. И учитель прекрасно осведомлён об ограничениях и возможностях каждого. Поэтому школьная программа адаптируется под интересы, способности, желания, цели конкретного учащегося и его родителей. В массовой школе так организовать работу просто невозможно!

Кроме того, у нас большое внимание уделяется трудовому обучению, художественному творчеству, физкультуре, развитию социально-бытовых и коммуникативных навыков. У нас есть прекрасно оборудованные столярная и швейная мастерские. Дети с удовольствием занимаются садоводством и цветоводством. Проходят уроки по кулинарии (приготовлению пищи).

- В обычных школах уже не осталось столярных и швейных мастерских. И печь пироги там тоже не учат... В отличие от времён Советского Союза. А в сфере „специального образования“ всё это сохранилось.

- Наш подход заключается в том, чтобы дети делали то, на что они способны, что доставляет им радость, где они могут добиться успехов. 

Допустим, мальчик или девочка не могут решать сложные математические или физические задачи - зато им доставляет удовольствие ухаживать за цветами, что-то делать в столярной мастерской или шить красивые фартуки. Исходя из этих интересов и возможностей выстраивается учебная программа.

Кроме того, мы обращаем большое внимание на развитие коммуникативных навыков. Чтобы дети могли общаться друг с другом и со взрослыми без агрессии, по-дружески. У нас в школе царит тёплая, домашняя, душевная атмосфера. Именно за это её любят и дети, и родители, и учителя.

- Как складывается жизнь Ваших детей после окончания школы? Чем они могут заниматься? Какую профессию получить?

- На этот вопрос нельзя ответить однозначно. У нас есть много детей с тяжёлыми формами инвалидности. К сожалению, они всю жизнь будут нуждаться в помощи, уходе и поддержке. Они не смогут жить самостоятельно, не смогут получить профессию и где-либо работать.

Но эти дети и подростки могут развиваться, делать успехи, увеличивать степень своей самостоятельности, радовать родных и близких. Речь идёт о КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ. Необходимо разобраться, в каких сферах человек с инвалидностью нуждается в помощи, а что он может делать самостоятельно.

Если наши ученики научились одеваться, следить за гигиеной, заниматься элементарными бытовыми делами у себя дома (подметать и мыть пол, мыть посуду, стирать и гладить свои вещи и т.д.) - это огромный прогресс! Познавая новое, дети с инвалидностью становятся более уверенными в себе, более благополучными и счастливыми.

У нас также есть дети, которые достигают таких успехов, что в дальнейшем они смогут претендовать на оплачиваемую работу в коллективе здоровых людей. Например, некоторые наши выпускники занимаются во взрослой жизни столярными, строительно-ремонтными работами, садоводством. Кто-то может стать помощником повара, подсобным рабочим.

Конечно, речь не идёт о профессиях, связанных с большим интеллектуальным напряжением, но это вполне востребованные виды деятельности. Даже самая небольшая, скромная зарплата может стать отличной прибавкой к пенсии по инвалидности! Любая работа - временная или постоянная - которую получил наш выпускник, является предметом гордости учителей и родителей!

- Вероятно, Вы следите за судьбами своих выпускников?

- Мы не только следим за их судьбами, но и активно им помогаем во всех делах. У нас на практике реализована концепция непрерывного обучения. В настоящее время наша школа является структурным подразделением „Колледжа малого бизнеса №4“.

- Таким образом, после завершения школьного обучения молодые люди могут продолжить учёбу в колледже?

- Конечно, они могут продолжить учёбу в колледже, если они этого хотят. Там можно получить профессии маляра-штукатура, цветовода-озеленителя, парикмахера, помощника повара и т.д.

- Бывают ли случаи, когда ребёнок из специальной школы переходит учиться в обычную?

- С точки зрения закона, это можно сделать в любой момент. Здесь нет никаких ограничений! Фактически такое случается редко. Те дети, которые могут учиться в массовой школе, обычно направляются туда уже в первом классе.

Иногда мы, учителя, рекомендуем своим учащимся, а также их родителям попробовать поучиться в массовой школе. Речь идёт о детях, которые делают большие успехи и теоретически могли бы справиться со стандартной школьной программой.

Но, как правило, от такой возможности отказываются и дети, и родители. Они уже „прикипели“ к нашей школе. Им здесь нравится. Им здесь комфортно. Их здесь любят. И что-то менять никому не хочется!

Кроме того, обычно у наших детей имеются не только интеллектуальные нарушения, но и целый „букет“ других заболеваний. Поэтому специальная школа оказывается лучшим вариантом!

- Что Вам больше всего нравится в Вашей работе?

- Каждый день видеть счастливые, заинтересованные глаза детей. Радоваться их маленьких успехам и победам!

Я стремилась найти „своего“ врача
- Татьяна Николаевна, беседа с Вами показала, насколько Вы любите свою работу. Она действительно стала делом Вашей жизни!.. Хотелось бы поговорить на другую тему. Почему Вам понадобились услуги врача-дерматолога? Что с Вами произошло?

- Летом 2018 года обратила внимание на припухлость под глазом. Но, честно говоря, никаких мер не предпринимала, к врачу не обращалась. Жалоб у меня не было. Эта припухлость не беспокоила.

- Что произошло потом?

- Стал раздражать эстетический момент. Я заметила, что вокруг этой припухлости стала осыпаться тушь. Как будто кто-то на лице нарисовал круг. Каждая женщина хочет быть красивой. А здесь такое недоразумение!

Обратилась в одну частную дерматологическую клинику. Меня осмотрел дерматолог-онколог и поставил диагноз „Базалиома“. Этот человек также был хирургом. Он предложил мне осуществить операцию т.е. вырезать эту опухоль.

- Как Вы отреагировали на это предложение?

- Я сказала, что должна подумать...

- Вас что-то смутило? Что-то вызвало Ваше недоверие?

- У меня не было сомнений в профессиональных качествах этого доктора. Но я стремилась найти „своего“ врача. Доверие пациента к врачу - залог успешного лечения.

- Почему Вы не испытывали доверия к этому врачу?

- Меня смутила его манера общения. Её нельзя назвать хамской, но он говорил со мной резко, грубовато. У меня не возникло ощущения, что он пытается меня понять, серьёзно относится к моим страхам (возможно, и необоснованным!), волнениям.

Профессии „учителя“ и „врача“ очень близки. В моей работе тоже важно найти психологический контакт и с детьми, и с родителями. 

На интуитивном уровне я отнеслась к данному доктору настороженно. В частности, меня смутили его слова о том, что при удалении базалиомы эстетический фактор не имеет особого значения. Дословно он мне сказал следующее: „Не думайте о красоте - думайте о здоровье!“

- Вас испугали эти слова?

- Эти слова меня „резанули“. Что значит „не думать о красоте“? Как можно так говорить женщине? Разумеется, я хочу думать и о здоровье, и о красоте! Я не стала спорить с доктором, но желание у него оперироваться у меня испарилось.

Но это ещё не всё! Этот врач, в буквальном смысле этого слова, „запугал“ меня, когда стал показывать своё „портфолио“ т.е. фотографии своих пациентов ДО и ПОСЛЕ операции. Там были очень тяжёлые случаи. Изуродованные лица.

Я не могу оценить компетентность хирурга, но зачем ему было показывать мне снимки с такими тяжёлыми случаями? Зачем меня пугать? Тем более, что мой собственный случай был совсем не таким драматичным.

- Доктор оказался плохим психологом?

- Для меня этот фактор имеет большое значение! Поэтому я решила обратиться к другому врачу, услышать второе мнение.

- Логичное решение!

- Я пошла в государственный кожно-венерологический диспансер. Там меня принял доктор, осмотрел. И сказал, что он не видит базалиомы. Мол, у меня нет ничего страшного... Он не дал мне никаких рекомендаций, не предложил никакого лечения. По сути дела, в кожно-венерологическом диспансере доктор от меня просто отмахнулся.

- Вы рассказали ему, что уже посещали другого врача-дерматолога, диагностировавшего у Вас базалиому?

- Да, я ему это сказала. Доктор нехотя ответил, что если я хочу, то можно сделать пункцию.

- Вероятно, из-за невнимательного, „пофигистского“ отношения у Вас пропало желание лечиться в кожно-венерологическом диспансере?

- Совершенно верно. Я решила обратиться в государственный онкологический стационар... Но там мне сообщили, что онкологического заболевания у меня якобы нет.

- Отношение там тоже было невнимательным?

- К сожалению, да. И это оставило горький осадок.

- Что Вы решили предпринять?

- Я решила, в любом случае, сделать пункцию, а потом попытаться найти хорошего дерматолога. Пункция показала наличие „базалиомы“. Значит, первый доктор оказался прав!

- Как Вы искали нового дерматолога?

- У меня не было друзей и знакомых, которые могли бы что-то посоветовать. Поэтому поиски вела с помощью поисковика в Интернете. Всё очень просто! Наткнулась на Сайт „Клиники кожи“. Записалась на приём к Дмитрию Николаевичу.

Наша первая встреча с ним состоялась 20 октября 2020 года. Дмитрий Николаевич встретил меня очень внимательно, доброжелательно. Я сразу обратила внимание, что он вежливый, культурный человек, который любит свою работу.

Он подтвердил, что у меня действительно базалиома и спросил, делала ли я пункцию (биопсию). Тогда я достала из сумки резудьтаты анализов. 

- Вы сразу решили оперироваться у Дмитрия Николаевича?

- Да. Сразу приняла окончательное решение, хотя Дмитрий Николаевич на меня не давил. У меня было время подумать, поразмыслить... Но в этом не было необходимости!

С доктором Кушкиным сразу возник отличный психологический контакт! Дмитрий Николаевич подробно рассказал об уникальной методике Mohs, которую он успешно применяет.

Мне очень понравилось, что он сказал мне о том, что сделает всё от него зависящее, чтобы я была не только здоровой, но и красивой! Он говорил о максимально возможном эстетическом эффекте. Так всё в дальнейшем и получилось!
- Как у Вас прошла операция?

- Я практически не волновалась. Болевых ощущений тоже не было. Операция состояла из трёх этапов. Сначала Дмитрий Николаевич срезал первый слой базалиомы. Потом был перерыв - и ещё один этап операции, и, наконец - заключительный этап.

В перерывах пациент отдыхает, может послушать спокойную музыку. А доктор и его помощники проводят морфологический анализ каждого слоя базалиомы. Таким образом, доктор может быть уверен, что опухоль полностью удалена, и рецидив исключён!

- Сейчас прошло уже больше года после операции. Вас что-то беспокоит?

- Меня ничего не беспокоит! Есть крошечный рубец под глазом, который практически не заметен, не привлекает к себе внимания. А если использовать тональный крем, то его, вообще, не видно! Сейчас мне ничего не напоминает ни о базалиоме, ни об операции.

- Так и должно быть! Сделал операцию - и забыл!

- Я очень благодарна Дмитрию Николаевичу! Это не только хирург, онколог и дерматолог от Бога, но и человек, который умеет прекрасно общаться с пациентами. 

С одной стороны, он - мягкий, деликатный и доброжелательный. Но, с другой стороны, доктор Кушкин может проявить твёрдость, когда нужно напомнить пациенту о необходимости следить за своим здоровьем.

- Что Вы имеете в виду?

- Во время нашей первой встречи он показал мне фотографии пациентов с запущенными случаями базалиомы. Это было ещё одним аргументом в пользу оперативного проведения операции. Я поняла, что нерешительность пациента может повредить ему самому.

С другой стороны, Дмитрий Николаевич никогда не запугивает пациентов. Наоборот, он вселяет в них уверенность в выздоровлении!

Я очень рада, что попала в „Клинику Кожи“ вовремя. Если бы пришла позже, то, возможно, операция прошла бы тяжелее. Но, уверена, что Дмитрий Николаевич смог бы помочь в любом случае!

Предчувствие Нового года

- Татьяна Николаевна, мы общаемся с Вами в предновогодние дни. Что для Вас значит этот праздник? Как его отмечают у Вас в школе?

- У нас Новый год всегда отмечали ярко, весело, празднично. Но сейчас из-за КОВИДа общешкольные мероприятия не проводятся, чтобы дети поменьше общались друг с другом.

Печально с педагогической точки зрения т.к. детям, в том числе детям-инвалидам, нужно как можно больше общения! Но вполне логично в нынешнюю эпоху.

Но, во всяком случае, в каждом классе мы Новый год и Рождество отмечаем. В том числе делаем самодельные игрушки для ёлки. Отличные игрушки получаются из солёного теста.

- Все ли дети у Вас в классе понимают, что скоро нам предстоит праздновать Новый год и Рождество?

- Конечно! Даже дети с особо тяжёлой формой инвалидности, которые не умеют говорить, прекрасно понимают, что скоро нам предстоят праздничные дни. И они этому очень рады!

- Как Вы сами собираетесь отпраздновать Новый год? Какие у Вас планы на Рождественские каникулы?

- Я живу в Подмосковье, в частном доме. Прекрасная пушистая ёлка, которую мы украшаем перед Новым годом, растёт прямо на участке. Поэтому нам не нужно использовать срубленные деревья или искусственные ёлки. 

Новый год планируем отметить в узком семейном кругу. В Рождественские каникулы хотелось бы покататься на лыжах, погулять. Лес начинается буквально в нескольких шагах от моего дома. Также обязательно пойдём с детьми в театр. У меня сын двенадцати лет, и дочка десяти лет.

Всем хотелось бы пожелать хорошо встретить Новый год! Будем надеяться, что он будет удачным и счастливым!

Беседу вёл Илья Бруштейн



Истории пациентов